Сейчас на сайте:

Сейчас 2 гостей онлайн

Друзья сайта:

Поезд напрокат
Кукушка.ру - Переславский железнодорожный музей Информационный портал - Виртуальная Выкса
website monitoring
Мещерская магистраль

Легенда мещерской магистрали...

В нашей огромной стране существуют весьма удивительные места нетронутые цивилизацией, которые хранят наследие прошлого. Именно там рождаются легенды и мистические истории волнующие воображение. Недавно нам удалось побывать в одном месте в центре сказочных лесов Мещёры.Это место находится в Рязанской области - действующий отрезок известной с давних времен Мещёрской магистрали, о которой писали в своих стихах и рассказах знаменитые поэты того времени С. Есенин и К. Паустовский.

«За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времён Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин». Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхавшегося «мерина». Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках — вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая козьи ножки и поплёвывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне. Узкоколейка в Мещёрских лесах — самая неторопливая железная дорога в Союзе. Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.»

— К.Г. Паустовский, Мещерская сторона


Узкоколейная железная дорога (колея 750 мм) зародилась с берегов Оки в 1894 году, по которой доставляли древесину после пожара в 1893 г. На фоне железнодорожного бума 19 века решено было построить узкоколейную железную дорогу общего пользования от Рязани-пристани до Владимира длиной 211 км. Строительство началось в 1897 году. Ветка пролегла через город Спас-Клепики, где открылись ватные фабрики снабжавшие сырьем всю Россию, а в 1901 её продлили до Владимира.

Во время розлива Оки каждую весну мещерская магистраль уходила под воду на протяжении почти 6 километров. Станция Рязань-пристань поэтому ещё называлась Рязань- затопляемая и поезда ходили до ближайшей станции Шумашь (Рязань-незатопляемая)

Узкоколейная магистраль пересекала всю мещерскую равнину в меридиональном направлении от Оки до Клязьмы и соединяла два крупных города – Рязань и Владимир, а также окраины, что послужило успешному их развитию.

В 1930-х годах дорогу от Владимира до Тумы перешили на широкую колею, которая до сих пор действует и по ней несколько раз в день ходит пассажирский поезд Владимир-Тума, состоящий из тепловоза и 3-4 пассажирских вагона.

От мещерской магистрали на сегодняшний день остался десятикилометровый узкоколейный путь от Тумы в сторону Рязани с ответвлением в Голованово, всего около 30 километров. Узкоколейка – это единственная связь с поселком Голованово, в котором проживает около двухсот жителей. По рассказам местный жителей, дорога была построена в 1927 году для вывозки древесины и стала примыкаться к основной линии на станции Гуреевский.

Как выяснилось, с этой веткой связан ещё один печальный факт: в 1936 году центр мещеры атаковал мощный лесной пожар, который превратил в пепел поселок Курша-2. Некоторые пытались спастись от пожара и уехать на проходящем лесовозном поезде, но разбушевавшееся пламя охватило железнодорожный мост и люди оказались в плену огненного зверя. Пожар догонял и пожирал всех и вся не оставляя ни чего. Выжить удалось только тем, кто не старался убежать от огня, а наоборот остался в поселке. По некоторым данным количество погибших от пожара около 1000 человек, часть из которых похоронили неподалеку в братской могиле. Узкоколейная дорога просуществовала до 1950-х годов, потом была разобрана. От Курши -2 сейчас осталась поляна с едва различимыми фундаментами когда то находившихся тут домов, просека узкоколейки и крест на братской могиле в память погибшим от пожара в 1936 году.

Прихав в Туму мы остановились возле кирпичного вокзала, который представлял собой полуразрушенное одноэтажное здание. Зал ожидания закрыт и работает только билетная касса. Там узнали, что пассажирский поезд до Головановой дачи (так называется станция в Голованово, для местных - Головановка) отменен с мая 2008 года и добраться до Головановки кроме как на личном внедорожнике не получится.

Осмотревшись, мы пошли вдоль путей, где рядом с широкой колеей проходит совсем крохотная узкоколейка, которая на фоне обычной колеи выглядит совсем игрушкой.У местных жителей узнали, что в десяти километрах есть станция Гуреевский, где живет Никулин Сергей Алексеевич. У него в распоряжении есть дрезина – небольшая двухосная тележка с двигателем. В народе её ещё называют «пионерка». И если договориться, то Сергей Алексеевич сможет нас туда прокатить.

С такой радостной мыслью, что нам предстоит поездка в самое сердце Мещеры, да ещё и на дрезине, мы отправились в Гуреевский. Прибыв на место, мы узнали что Сергей Алексеевич и его железный конь – это единственное спасение для жителей поселка. Так же по просьбе он доставляет в поселок местных жителей, родственников, товары и продукты: кому-то кирпич привезти, кому-то хлеб. Иногда приезжают туристы, вроде нас, и Сергей Алексеевич с удовольствием показывает местные достопримечательности.

Станция Гуреевский имеет два пути. Рельсы в сторону Рязани стали разбирать в 90-х годах, а последние километры пути в 2000 году. Возле путей стоит здание станции в котором раньше был зал ожидания в котором находился диспетчер.Теперь в нем живет Сергей Алексеевич со своей семьей. На домике висит табличка «ст. Гуреевский. Горьковской ж.д.»

У родственников узнали, что Сергей Алексеевич поехал в Головановку, на своей дрезине прокатить любопытных путешественников, которые частенько приезжают прокатиться на последней и вымирающей узкоколейке принадлежащей ОАО «РЖД». Посчитав свободное у нас время мы решили попутешествовать по окрестностям Мещеры.

По дороге в сторону Рязани наткнулись на ещё одну действующую узкоколейную дорогу в поселке Болонь. Там по ней перевозят торф, который потом пакуют и продают населению в качестве удобрений. Пути ломаные и в плохом состоянии. Пройдя небольшое расстояние мы увидели довольно-таки большое депо узкой колеи, где расположились на стальных рельсах вагоны в том числе и пассажирские, снегоуборочные машины, разная причудливая и непонятная техника и даже специальный пожарный поезд. К сожалению дорога временно не работала и нам не удалось запечатлеть её в действии.

Время обеда. Хорошо подкрепившись мы отправились на заветную станцию Гуреевский, где под паром стояла чудо техники – дрезина заводского производства.

Когда то узкоколеек было много и такие дрезины выпускались серийно для рабочих железной дороги, а также местных жителей. Называлась такая дрезина «Пионерка».

Да, такое не каждый день увидишь, подумали мы, и обснимали любопытную конструкцию со всех сторон.

И вот, пора трогаться в путь. Мы уселись на втором вагончике, где были сооружены лавочки для пассажиров. Сергей Алексеевич завел двигатель, и в сопровождении приятного мотоциклетного рыка мы плавно тронулись. Счастью не было предела – ведь мы двигались по настоящей узкоколейке. Открытый со всех сторон вагончик позволял любоваться красотами здешних пейзажей. Теплый свежий воздух раздувал волосы. Мы набрали довольно хорошую скорость, которая кажется ещё больше когда рядом проносятся стволы деревьев, ведь просека узкоколейки довольно узкая. Позади кружились опавшие с осени листья в потоке рассекающего ветра. На стыках вагончик сильно трясло, а на поворотах кидало в бок, так как рельсы укладываются немного под углом.

Первая остановка – Курша. Сергей Алексеевич рассказывал, что раньше здесь был большой поселок, была школа, магазин, а теперь тут никто не живет. Здесь было ответвление дороги, где в семи километрах от Курши находился поселок лесорубов Курша-2, где случилась страшная трагедия.

Здешние места богаты грибами и ягодами и в сезон сюда приезжает множество любителей даров природы.





Трогаемся и впереди нас ждет последний населенный пункт - поселок Голованово. С правой стороны возле путей расположилось заколоченное досками здание станции с названием «Голованова дача». Саму табличку с названием, рассказал Сергей Алексеевич, сняли для какого то музея. В поселке имеется разворотный треугольник, который использовали для разворота локомотивов и поездов. Сергей Алексеевич медленно прокатил нас по треугольнику, и в итоге дрезина оказалась головой вперед – очень удобно.

В поселке проживает около двухсот человек, но выглядит совсем безлюдным. Даже есть маленькое озеро и многие любят в жаркую погоду скупнуться. Раньше здесь был лагерь для заключенных, которые и строили эту дорогу.

Пофотографировали, поговорили о жизни и пора ехать обратно. Под уже привычный стук колес мы рванули через нависающий над нами мещерский лес. И вот мы уже проезжаем знакомую Куршу. И впереди сказочный путь до станции Гуреевский. Местами приходится наклоняться – ветки деревьев склонили свои кроны к узкоколейке, будто кланяются ей.

На пол пути остановились. Цепь потеряли. Благо целых 2 ящика с инструментом и всяческими запчастями Сергей Алексеевич возит с собой – на всякий случай, вроде нашего. На пятнадцать минут золотые руки Сергея Алексеевича погрузились куда то в недра дрезины, где много шестеренок и черного густого масла. Всё готово! И вот мы снова едем и наслаждаемся последними километрами.

Последний поворот и приехали. Поблагодарили хозяев за доброжелательность и чудесное путешествие. Впереди дорога домой, а от впечатлений кружится голова. Представили что раньше здесь кипела жизнь. Поезд ходил несколько раз в день. Люди встречали и провожали любимых и близких. И железная дорога осталась в их памяти ещё живая и бурлящая суетой. Теперь здесь тихо и уже никто не знает, услышат ли люди снова столь до боли знакомый и приветливый тепловозный гудок.

Поездка 10 мая 2009

На март 2009 года Горьковская Железная Дорога, после проведения осмотра путей 11 мая 2008 года, признала путевое хозяйство «угрожающим безопасности движения поездов и жизни пассажиров». Всего 79 нарушений, 27 из которых «требуют закрытия движения». Для восстановления требуется заменить 18 деревянных мостов и три трубы.

Расходы на минимально требуемые работы оценены в 311,1 миллионов рублей, и в 428,3 миллионов рублей для полного ремонта. Затраты на эксплуатацию дороги составляют 3.991 миллионов рублей в год, в то время как сборы (на основе 14 руб за 10 км) всего 0,336 миллионов рублей в год.

«В настоящее время администрация Рязанской области и федеральные органы исполнительной власти не готовы к финансированию данных расходов.»


Назад