Поездка на дрезине по узкоколейке

В июле 2003 года состоялась необычная поездка на дрезине по Выксунской узкоколейке

Посетила меня однажды мысль о том: а не скататься ли нам последний раз по узкоколейке...на дрезине. Сразу нашлись единомышленники и с такой радостной нотой я поехал на разведку в Проволочный к Алексею Ивановичу.

Работая мастером пути Войнов Алексей Иванович располагал специальной тележкой, которая могла передвигаться по рельсам. Алексей Иванович жил на ст. Проволочный и на тележке он ежедневно ездил на работу в Выксу.

Узнаю что, 2-3 раза в неделю из Выксы выходит специальный поезд на разборку дороги и есть дни по которым движения по железной дороге вообще нет.Алексей Иванович пообещал нам дать прокатиться на дрезине. С такой радостной новостью я приехал в Выксу и сообщил своим друзьям. Стали готовиться к походу.

Мы решили двигаться дальше Унора в сторону Тупика до озера, оно как раз располагалось рядом с железной дорогой.

Ранним утром прыгнули в автобус и через 20 минут оказались в отправной точке - бывшая станция Проволочный. Когда то здесь была станция, 3-х путный разъезд, был разворотный треугольник и отсюда отпочковывалась Ляпуховская лесовозная ветка длиной около 25 км. Ляпуховская ветка ветка была с большим уклоном и случались частые аварии.

Встретились с Алексеем Ивановичем, который по ходу разговора проводил нам инструктаж по безопасности. Потом нам выдали длинные шесты, что бы приводить в движение дрезину и мы тронулись в путь! Под нами замелькали полусгнившие шпалы и вагончик плясал на стыках подкидывая нас под музыку железной дороги.

Промелькала Виля. Перед въездом на плотину Вильского пруда начался крутой подъем. Дрезина земедлилась и толкать шестами её было трудновато.Пришлось идти пешком и толкать дрезину вперед себя. Проехали плотину и за крутым поворотом начался лес. Следующая остановка Кирпичный. Перед въездом на станцию сохранился старинный семафор от которого расставлены столбики с колесиками в сторону станции- раньше семафор открывали специальной лебедкой с тросовым приводом. Остановка - разведываем здешние места. Видны следы разворотного треугольника и от него путь на бывший кирпичный завод в поселке Фирюсиха. Рядом небольшое озеро, где местные ребята с удовольствием купаются.

Пора в путь и следующая станция под названием Домики. На мою память как то раз мы ходили в поход по узкоколейке и проходили мимо этой станции это был 96 или 97 год. Там было ещё 2 жилых дома. Запомнилось, что там жила бабушка, которая нас угощала молоком. Теперь здесь лишь развалины. Решено было что неплохо устроить тут ночевку, но поехали дальше. Вскоре пересекли автодорогу Новодмитриевка-Семилово. Рядом стоит вагон с вырезанным боком, в качестве защиты от дождя. Рядом находилась деревня Боевой - тут на переезде пассажирский поезд делал остановку.

Ещё несколько километров и раскинулись пути станции Унор. Теперь здесь совсем безлюдно. И не услышишь уже новых историй про жизнь на узкоколейке. Отсюда уходила Ермишинская ветка ведущая на Лесомашинный, Тупик и Печи. Кстате, поселок Угли-Печи перестал существовать где то в начале 90-х. До самого последнего времени там жгли уголь.А ещё говорили что там "Петух поёт на три губернии". И вправду - по карте поселок находится на пересечении трёх областей -Мордовской республики, Нижегородской и Рязанской.

Перевели пару стрелок, чтобы попасть на Ермишинскую ветку и стали медленно двигаться. Проезжая одну из стрелок внезапно сошли с рельсов, хорошо что скорость маленькая. С дрезины упали несколько рюкзаков с вещами. Выяснилось что одну из стрелок мы просто забыли перевести. На железнодорожном жаргоне это звучит как "разрезать стрелку". Поставив вагончик обратно в колею двинулись дальше. Тут на пути нам попался длинный состав состоящий из вагонов-сцепов для перевозки древесины и старенького снегоочистителя, который нам больше всего понравился.

Вопрос о том, что бы перенести дрезину на руках через весь состав отпал после того как мы попробовали пронести её несколько метров. Подумали что лучше нам развернуться и поехать   назад на ст. Домики и там заночевать. Снова вернулись на ст. Унор внимательно проезжая стрелочные переводы.

Теперь нас ждал большой привал. Приехав почти самоходом до станции Домики стали готовить место для ночлега..

Утром комары проснулись раньше нас и стали настоятельно отправлять нас в дорогу. Забрались на дрезину и поехали домой. На Вильской плотине набрали довольно-таки хорошую скорость, даже были мысли что так доедем до самого Проволочного. Радость была не долгой и потом нам снова пришлось поработать "веслами". Проволочный. Поблагодарили хозяев и оправились устало-счастливые домой.


Назад