Поход в Новый Лашман

Жизнь кипела ещё вчера...

Во времена буйной юности, когда хочется изведать всё и вся, настольной книгой служила карта Выксунского района. Не долго думая, собрались с компанией любопытных друзей-единомышленников изучить по ветхому документу едва отмеченные населенные пункты. Внимание было заострено на поселке с необычным именем Новый Лашман. Слухи о том, что «обитает» там человека три-четыре, а дикие звери гуляют по огородам, побудили отправиться в забытый Богом населенный пункт. Да, сейчас и сразу! Да вот беда, добраться до Лашмана кроме как на вертолете (наземный транспорт вряд ли пройдет) не на чем... Однако, вооружившись познаниями о мерах безопасности в диком лесу и упаковав походные рюкзаки (не забыв про диктофон!) в надежде на осуществление задуманного путешествия, уверенным шагом направились на автостанцию.

Как сейчас помню… Раннее летнее утро. Полдеревский автобус "летел" на Димару, «близлежащему» к Новому Лашману поселку. Общество немногочисленных пенсионеров-рыбаков разбавили мы, молодые и любопытные. А вот и Димара. Приехали! На вопрос, как добраться до Лашмана, местные жители после продолжительной паузы удивленно переспрашивали: "У вас там кто-то еще живет?". Пожелав удачи, направили нас, пятерых добровольцев, на бывшую узкоколейную дорогу (единственный путь сообщения был разобран на то время еще два года назад, и уже успел зарасти травой). По обе стороны пути – многолетние деревья, поросшие кустарники, за которыми не видать ни зги – сплошные дебри. Зайцы, лисицы, дикие кабаны, волки и может, даже медведи, видимо, не решались пересечь нам путь, лишь изредка проползали змеи... Миновав 11 километров (!), наконец, впереди появляется долгожданный просвет.

. Вот он, Новый Лашман! Покосившиеся прогнившие бараки, полуразрушенные домишки и высокая, в человеческий рост крапива... Андрей (так звали первого встречного нами поселянина), выглядевший лет на тридцать, охотно поделился воспоминаниями: - Вырос я здесь. В детстве, помню, с соседскими ребятишками в войнушку играли. А потом, повзрослев, в Тольятти уехал – строить карьеру. Хотя, родину не забудешь – часто сюда приезжаю. Условий для жизни, конечно, нет, но какое наслаждение ощущать себя дитем природы среди дикого леса!

...Миновав несколько поросших травой развалин, в которых еще лет десять-пятнадцать назад жили люди – смеялись и плакали, любили и ссорились, – мы вошли во двор дома Владимира Матюкова, единственного из четырех обывателей Лашмана пенсионера. Диктофон наготове: - Как здесь можно жить? А так же, как и раньше. Земля плодородная – всю зиму сыт будешь – сорок мешков картофеля с восьми соток, фрукты и овощи. А лес кормит ягодами, грибами. Бывает, и на охоту отправляемся за мелкой животиной да дичью. А звери порой сами прибегают. Выйдешь с утречка на огород, а там... зайцы капусту жуют! Да и вепри, кабаны дикие, иногда близко к домам подходят. Прошлым летом медведь объявился, так две коровы насмерть завалил, а четырех – поцарапал. Убили его все-таки. Так что – жить можно. Раз в месяц прилетит вертолет, на огороде приземлится, пенсию выдадут, и назад, в город. А уж мы изредка до Димары за хлебушком и водой наведаемся (пить здесь нечего, в колодцах - слишком грязная и запах неприятный).

... Перед тем, как распрощаться с поселком, отправились его изучать. Местные жители (их всего было 4 человека!) время от времени делились воспоминаниями. По дороге, которая разделяла Лашман на две части, когда-то ходили тепловозы до города и других населенных пунктов. Были здесь, оказывается, и две школы, клуб, даже больница, поселковый совет, а в 60-х годах провели электричество.

Любопытство привело нас к одному из заброшенных домов. Как сейчас помню эту впечатляющую картину! Разрушенная печь, осевший, с провалами пол, свисающая с потолка штукатурка, "играющий" на сквозняке рваный пожелтевший тюль... Казалось, жизнь была еще вчера, а сегодня...

Мы попрощались. Нас ждал обратный путь до Димары и встреча с лашманским старожилом Григорием Авдошиным, год назад переселившимся туда. Те же Димарские жители, что встречали с утра, с удивлением на лицах небольшой толпой ожидали нас и при возвращении. А вот и наш собеседник! Григорий поселился в Новом Лашмане в свои тринадцать лет – в тридцать девятом году прошлого века. В ту пору Лашман только начинал строиться… Я включила диктофон.

"Тогда, – голос Григория Степановича до сих пор воспроизводит старая лента диктофонной кассеты, – заготавливалась древесина и по узкоколейке отправлялась на переработку на Выксунский металлургический завод. В период боевых действий – во времена Великой Отечественной, на лесозаготовки прибывали рабочие различных категорий, в том числе и военнообязанные из южных районов страны, которые жили в бараках без охраны. После войны в поселке некоторое время находились заключенные, осужденные на двадцать пять лет за мародерство, самострелы и дезертирство. Последние – содержались в лагере, обнесенном высоким забором, колючей проволокой, вышками. В те времена пару лет в Лашмане работали около 600 репатриированных военнопленных, да и немцам досталось рубить деревья (мне довелось быть их сторожем). Верховодили в лагере тогда с десяток зеков. Помню, очень много было захоронений – сотни наших солдат; осуждены они были в основном несправедливо, огульно, под клеймом "власовцы". Издевательства, голод сводили их в могилу. Говорили, некоторые заключенные были еще живыми, когда их закапывали на кладбище...

А в мирную пору, – продолжает Григорий Авдошин, – жизнь кипела, часто проводились различные мероприятия, соревнования. Много гостей из других поселков и городов съезжалось. Постоянных же обитателей было сто пятьдесят семей, а в каждой – по четверо-шестеро детей! Новый Лашман рос и процветал. Только на рубеже веков, когда леспромхоз прекратил заготовку леса, все молодые разъехались кто-куда в поисках иной оплачиваемой работы. Потом разобрали узкоколейку. И оборвалась связь с окружающим миром. Бывали случаи, когда умерших соседа или соседку приходилось зимой на санях, летом на тележке отвозить до Димарского кладбища... И сейчас, несмотря ни на что, местные обыватели Лашмана продолжают жизнь, смирясь с ее нечеловеческими условиями».

P.S. Посещение Нового Лашмана молодыми добровольцами было совершено 22 августа 2004 года. Тогда мы своими глазами увидели, как умирает поселок. В котором еще совсем недавно кипела жизнь. Вместе с ним забывается, стирается, исчезает и его история. Сегодня этого населенного пункта как такового – не существует…

Подготовила Светлана Голубева.


Поход в Новый Лашман 2011 г."Этот новый Новый Лашман" С.Голубева...


Назад